Авиценна

Home/Медицина/Авиценна

Авиценна

 

 

 

 

 

 

 

 

Гениальный ученый-энциклопедист, врач и философ, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, величайший мыслитель своего времени

Август 980 г — 24 июня 1037 г

Полное имя этого человека — Абу Али Хусайн ибн-Абдаллах ибн-Хасан ибн-Али ибн-Сино. Он известен на Западе под именем Авиценна. Это гениальный ученый-энциклопедист, врач и философ, естествоиспытатель и мыслитель, поэт и литератор, достигший совершенства во многих своих деяниях.

Абу Али Ибн Сина родился в 980 году в с. Афшана, близ Бухары. Известен месяц его рождения по мусульманскому летоисчислению – сафар, что соответствует второй половине августа и первой половине сентября. Мальчику дали имя  Хусейн.

Хусейн (Авиценна) изучал арабский язык, и в десять лет знал наизусть коран. Мальчик учился также арифметике, мусульманскому законоведению – фикху. Позже Хусейн изучает геометрию, астрономию и другие науки, затем обращается к медицине.

Уже в 16-17 лет Ибн Сино прославился в Бухаре как прекрасный врач, и многие известные уже тогда медики обращались к нему за советами. В возрасте 17 лет Авиценна был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура. Придворные медики не могли вылечить правителя Бухары Нух Ибн Мансура и обратились за помощью к молодому Хусейну. Авиценне удалось в короткий срок вылечить правителя, и в благодарность за это молодой ученый получил разрешение пользоваться дворцовой библиотекой, одной из богатейших на Ближнем и Среднем Востоке. Много лет спустя в своей биографии Ибн Сино вспоминал: «Я нашел в этой библиотеке такие книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни. Я прочитал их, и мне стало ясно место каждого ученого в своей науке. Передо мною открылись ворота в такие глубины знаний, о которых я не догадывался».

Философская книга «Исследования о душевных силах» была написана Хусейном, когда ему было 17 лет, а книга «Ал-маджмульк» («Собрание»), где излагаются мысли о риторике, поэтике и других науках, создана, когда ученому шел 21 год.

В 1005 году Авиценна переезжает в Хорезм, где знакомится с великим математиком и астрономом Беруни и другими учеными. В Хорезме его стали называть «князем врачей».  Здесь его избирают в Академию Маъмуна. В 1008 после отказа Авиценны поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Ирану. В Джурджане началась работа над знаменитым многотомным «Каноном врачебной науки».

С 1015-24 Авиценна жил в Хамадане. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но длилось это недолго, из-за козней завистников и врагов попадал в немилость, даже находился в заточении, в зиндане, где также написал несколько книг.

Велик, прославлен в мире Авиценна,
Но он по-прежнему и наг и сир.
О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир.

С 1024 года Ибн Сино жил в Исфагане, где правитель Алауддавла создал ему все условия для научной работы. Скончался Ибн Сино 24 июня 1037 года. Выдающегося ученого похоронили в Хамадане возле городской стены, а через 8 месяцев его прах был перевезен в Исфахан и погребен в мавзолее Аль ад-Даула.

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел

Творческое наследие Ибн Сины характеризует его как неутомимого борца за разум, свободомыслие. Его жизнь, настроение и горести, протест против невежества, фанатизма и несправедливости нашли яркое отражение в поэтических произведениях.

В своем творчестве он использовал стихотворный стиль и для распространения знаний среди населения. Особенно увлекался Ибн Сина логикой, которой посвятил много книг и написал поэму. В поэме есть ссылка, что она написана по просьбе везира хорезмшаха ас-Сахли в Гургандже (Хорезме), чтобы логика прочно укрепилась в памяти людей. Поэма состоит из 297 бейтов (двустиший), где автор дает определение науке и многим терминам: категории, силлогизму, аналогии, диалектике, риторике, софистике и т. д. Эту поэму, как и поэму о медицине, он написал в молодые годы.

На арабском и персидском языках сохранился ряд поэтических и литературоведческих произведений Ибн Сины. Творчество Ибн Сины имело большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но и на всем Востоке. Наряду с многочисленными стихами философского и лирического содержания дошли до нас и девять его поэм — урджузы, причем восемь из них посвящены медицине.

Творчество Ибн Сино имело большое значение для науки и литературы не только Востока, но и Запада. Некоторые его наблюдения и прогнозы предвосхитили ряд последующих открытий. Его мысли о происхождении гор, о причинах землетрясений, о вулканах, о следах метеоритов и останках древних животных в пластах Земли вошли в соответствующие разделы геологии.

С именем Авиценны связаны достижения в фармакологии, диагностике, хирургии, психологии. Его идеи способствовали развитию определенных разделов химии, минералогии, ботаники, геологии, математики, астрономии и других науках. Его уникальные сочинения получили такую известность, что их стали переводить на латинский язык уже в XII столетии.

Научная ценность исследовательских трудов Авиценны и их актуальность не утрачены до сих пор. Примечательно, что древние индусы и арабы писали многие научные труды в стихотворной форме. Эти книги пользовались особой популярностью, их передавали по наследству. Вероятно, и в этом заключается секрет привлекательности многочисленных трудов Ибн Сино, значительная часть которых также облечена в поэтическую форму. Таким образом, он стремился пропагандировать передовые достижения своего времени среди народных масс.

По всеобщему признанию наибольший вклад  ибн-Сина внес в развитие медицины и философии. Он написал восемь больших трактатов, которые явились выдающимся событием в мировой медицине. Он развил дальше идеи  Галена, Гиппократа, Аристотеля, Закария Рази аль-Мажуста. Его главный труд «Китоб аль-конун фи-т-тибб», известный на латыни под названием Канон, был кульминацией Исламской медицины. Он представляет собой медицинскую энциклопедию, в которой разработаны 750 видов лекарств от различных заболеваний, состоит из пяти томов.

Первая книга — о предмете, задачах и методах медицины; причинах заболеваний, анатомии человека; ее раздел, посвященный здравоохранению, стал основой гигиены.

Вторая содержит описание около 800 лекарств, а также описание их изготовления, воздействия и применения. Впервые введена в терапевтическую практику ртуть. Вино рекомендуется как укрепляющее и очищающее после тяжелого заболевания и операции средство.

Третья рассказывает о заболеваниях всех органов (включая патологию ногтей и волос).

Четвертая посвящена заболеваниям травматического характера, отравлениям и эпидемиям.

Пятая — о фармакологии с анализом и обоснованием сложных препаратов.

В «Каноне» изложены наблюдения Авиценны о «невидимых мельчайших животных» — возбудителях и передатчиках заболеваний. Насколько прозорливым оказался этот великий врач, можно судить по тому, насколько давно современные ученые стали именовать их микробами и вирусами. А благодаря последним открытиям, совершенным с использованием сверхсильных микроскопов, оказывается, что некоторые из них действительно похожи на насекомых.

«Некоторые болезни, особенно скрытые от глаз, я определяю только по изменению пульса. Природа пульса сходна с природой музыки. По нарушению гармонии пульса можно отыскать тайную болезнь», — писал Ибн Сино. Согласитесь, что, порой приходится убеждаться в том, как не хватает практики и способностей в подобной диагностике нынешним врачам, даже «вооруженным» современными приборами.

Латинский перевод его энциклопедического труда «Канон врачебной науки», будучи лучшим для своего времени сочинением в сфере медицины, служит в течение последних восьми столетий важнейшим руководством для врачей и уникальным справочным пособием для медиков всей Европы. После изобретения книгопечатания в XV веке пять томов этой книги были напечатаны сразу же после Библии и издавались свыше 30 раз.

Ибн Сина хотел, чтобы наука врачевания широко популяризировалась среди народа. Урджуза (Ал-урджуза фи-т-тибб) — поэма о медицине, самая крупная как по содержанию, так и по охвату материала, стоит на втором месте после «Канона врачебной науки». Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114-1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни. Позже эта книга переводилась и издавалась на других европейских языках. Поэма состоит из 2652 строф.

Другие поэмы освещают темы о четырех сезонах года, о гигиене, об анатомии и т. д. Поэмы созданы на арабском языке, сохранились до наших дней и свидетельствуют об огромном поэтическом даровании Ибн Сипы. Ибн Сина писал и прозаические литературно-философские произведения. Многие из них известны нам — «Трактат о птице», «Живой, сын Бодрствующего», «Саламан и Ибсал», «Повесть о Юсуфе», а также труд по литературоведению «Об искусстве поэзии».

В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на сохранение здоровья человека, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время. Он пишет о гигиене, еде, об обращении с больными и т. д. Ибн Сина часто употребляет названия лекарственных трав, дает советы, как их использовать при различных заболеваниях.
Ибн Сина больше уделяет больше внимания предотвращению болезни, чем ее лечению. Это очень важно и сейчас. Поэтому его произведения о медицине можно назвать гимном здравоохранению.

Он ратовал за развитие тесных связей между городами и странами, основанных на торговом общении. Он отмечал, что в совершенном государстве отношения между людьми должны соответствовать нормам справедливости, устанавливаемым мудрым государем, любящим науку. Поборник прогресса, Ибн-Сино верил в преобразующую силу науки и надеялся, что если увязать ее с управлением, то можно создать совершенное государство.

Поэтому ученый наделил идеальное общество и государство следующими чертами:
1) все обязаны трудиться для собственной пользы;
2) все материальные блага в этом государстве должны распределиться равномерно, таким образом, чтобы не было баснословного богатства и ужасающей нищеты;
3) поскольку все люди будут заниматься честным трудом и честно торговать, то некому и незачем будет воевать и войны исчезнут, а политические споры между государствами будут решаться мирным путем;
4) в идеальном же государстве люди будут всем обеспечены и поэтому перестанут противодействовать друг другу, возлюбят жизнерадостные песни и мелодии, и долго не будут стареть.

Как все это актуально и современно, хотя до сих многие из этих пожеланий остаются в мечтах, но в разных государствах с разной степенью успешности их пытаются осуществить. Однако практическое решение подобных задач оказалось проблематичным не только для его эпохи, но и для начала XXI века.

Влияние Авиценны на научную, философскую, культурную жизнь как на Западе, так и на Востоке в течение нескольких веков было подавляющим. Он продвинул далеко вперед научные исследования греческих и восточных авторов. Его фантастическая биография была написана его близким другом Джуриани. Она была переведена на несколько европейских языков.  На латыни она была издана несколько раз.

Кирилл Элгуд, представляя Авиценну как одну из самых величайших личностей истории, пишет: “Не имея никаких преимуществ в жизни (за исключением мудрого отца), он становится еще в юности советником и близким соратником своего правителя и впоследствии превращается в величайшего ученого, работы которого повлияли на Европу, хотя и умер он, не достигнув шестидесяти лет. Он никогда не выезжал за пределы своей полупустынной Центральной Азии. Его земляки его восхваляли как Второго Учителя, а Данте видел его в раю среди величайших умов нехристианского мира”.   А через 600 лет после его смерти Вильям Харвей напишет: “Иди к главному истоку и читай Аристотеля, Цицерона и Авиценну”.

Источники:

Терновский В.,ИБН СИНА (980-1037).-М.:Наука,1980

http://goga-hidoyatov.narod.ru/zarya.html

http://www.gruppirovat.ru/index-c-index-632944.phtml

http://avicenna-sina.narod.ru/biography.html

http://www.ibnsino-tiv.narod.ru/index0.html

http://www.ibnsino-tiv.narod.ru/index.html

Публикации:

1. Абу Али ибн Сина  ГАЗЕЛИ

2. Авиценна  Стихи о медицине

3. Авиценна  Суфийские притчи и стихи

4. Атабеков Ю.А.  Бюст Авиценны

5. Атабеков Ю.А. с соавт. БЮСТ ИБН СИНЫ (рус.)

6. Атабеков Ю.А. с соавт. БЮСТ ИБН СИНО (узб.)

7. ИБН СИНО  Узбекистн Миллий Энциклопедияси

8. Терновский В. ИБН СИНА

9. Хидоятов Г.А.  Абу Али ибн Сина

 

2019-05-23T06:14:29+05:00

About the Author:

Leave A Comment