Захириддин Мухаммад Бабур

Home/Литература/Захириддин Мухаммад Бабур

Захириддин Мухаммад Бабур

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий узбекский поэт, мыслитель, историк и государственный деятель, основатель  Империи Великих Моголов  в Индии,   автор замечательного автобиографического произведения «Бабур-наме» — «Записки Бабура».

 14.02.1483 — 26.12.1530

Бабур является прямым потомком Амира Тимура (Тамерлана). Отец Бабура — Омар-Шейх Мирза, его отец — Абдусаид Мирза — Султан Мухаммед Мирза — Мираншах — Тамерлан. Его мать, Кутлуг Нигорханым, была дочерью ташкентского правителя Юнусхана.

Происходил из династии Тимуридов. В возрасте около 12 лет унаследовал от отца престол Ферганы. Его отец Омар-шейх погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. Бабур в течение многих лет вёл междоусобную борьбу с другими феодалами.

В 15001505 годах был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Из Кабула Бабур совершал с 1519 года походы в Северо-Западную Индию и в 1525 году предпринял поход на Дели. В 1526 году предпринял завоевание Индии, куда перенёс центр вновь образованной державы.  В битвах с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 Бабур одержал победы. К 1529 владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.

Эмир Ферганы            июнь 1494 — 1500

Эмир Кабула               октябрь 1504 — 26 декабря 1530

1-й Падишах Индии   30 апреля 1526 — 26 декабря 1530

Биография

Родился 14 февраля 1483 в Андижане, старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы. По отцовской линии происходил от Тимура, по материнской – от Чингис-хана. Принца Захириддина обучали во дворце отца придворные ученые и советники. В 1494 г. Омар Шейх Мирза скончался, и 12-летний Бабур был объявлен государем Ферганы. После смерти отца в 1494 он выдержал упорную борьбу за власть со своими родственниками и представителями групп знати. Попытки молодого правителя создать на территории Мавераннахра (междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) крупное централизованное государство не увенчались успехом. В итоге Фергана была разделена между Захириддином, прозванным по-тюркски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. В ходе ряда походов Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул. В 1508 Шейбани отвоевал Герат у правителя Хорасана (султана Хуссейна Мирзы).

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505–1515 вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. В 1508 он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Наcыру Мирзе. В том же году Бабур совершил первый поход в Индию и, остановившись у перевала Бади-Пич, повелел высечь на камне историю своего перехода.

С 1519 правитель Кабула приступил к систематическому завоеванию Индии. В 1525, откликнувшись на призывы вассалов последнего султана Дели Ибрагима (Ибрахима) Лоди, Бабур пересек  р.Инд и в 1526 разбил армию султана в битве при Панипате, к северу от Дели. «Великий Господь, – вспоминал завоеватель, – сделал легким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землей. Возле Ибрахима, в одном лишь месте, было убито 5 или 6 тысяч человек; число павших в других местах мы приблизительно определили в 15–16 тысяч. Потом… из рассказов жителей Хиндустана стало известно, что в этой битве было убито 40–50 тысяч человек». Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

Завладев Индией, Бабур способствовал развитию городов и торговли, мелиорации, поощрял посадку деревьев и садов, строительство библиотек и караван-сараев. Бабур испытывал чувство безмерной любви к своей родине, Средней Азии, и Афганистану, который стал для него второй родиной. Он всегда жил надеждой вернуться домой. Джавахарлал Неру верно отмечал, что при жизни в Индии Бабур тосковал по снегам и ледникам северных гор, по мясной пище, по цветам и фруктам Ферганы, но говорил все-таки, что Хиндустан необыкновенно красивая страна.
Бабур испытывал чувство безмерной любви к своей родине, Средней Азии, и Афганистану, который стал для него второй родиной. Он всегда жил надеждой вернуться домой. Джавахарлал Неру верно отмечал, что при жизни в Индии Бабур тосковал по снегам и ледникам северных гор, по мясной пище, по цветам и фруктам Ферганы, но говорил все-таки, что Хиндустан необыкновенно красивая страна.
Однако Бабуру так и не удалось осуществить свою мечту. Довольно подробные сведения о последних месяцах жизни отца оставила в своей книге «Хумаюн-наме» дочь Бабура, Гульбадан-бегим. Бабур, спасая тяжело заболевшего сына Хумаюна, согласно обряду три раза обошел вокруг ложа больного, говоря при этом, что берет на себя болезнь Хумаюна. Вскоре Хумаюн стал поправляться, а Бабур, заболев, слег и через три месяца скончался. Такова романтическая версия гибели Бабура, оставленная потомкам его дочерью.

Он умер 26 декабря 1530 в Агре; трон унаследовал его сын Хумаюн. Останки основателя империи были, согласно его завещанию, перенесены в Кабул и захоронены в загородном саду, который ныне известен как Баг-и-Бабур (Сад Бабура). Потомки Бабура, Великие Моголы, правили в Индии до середины XIX в. – свыше 300 лет.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур – автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин), поэтике (Аруз рисоласи), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури.

Вершиной научно-литературного наследия Бабура, творением, принесшим ему мировую славу,  несомненно, является  уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV – начале XVI вв.

В одном из своих рубай Бабур пишет:

«Каких страданий не терпел и тяжких бед Бабур?
Каких не знал измен, обид, каких клевет Бабур?
Но кто прочтет «Бабурнаме», увидит, сколько мук
И сколько горя перенес царь и поэт Бабур!»
«Бабурнаме» на протяжении многих веков привлекает внимание ученых и высоко ими оценивается.  Они подчеркивают высокие личностные качества Бабура как крупного полководца, тонкого знатока  и ценителя науки и просвещения, покровителя творческой интеллигенции, мецената культуры и  искусства. Английский историк Эдуард Холден ставит Бабура в один ряд с Цезарем как  полководца, общественного деятеля и литератора, обладающего обаятельным характером: «На его  челе отпечатывалась суть человека высоких благородных качеств».

Бабур — один из бессмертных художников слова,  который внес огромный вклад в развитие узбекской литературы.  Он оставил нам в наследие  замечательные и по содержанию, и по форме книги о поэтике аруза, рифме и образе, военном  искусстве, исламском правоведении, вопросах экономики и финансов.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур – автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин), поэтике (Аруз рисоласи), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури. Но наибольшую славу принесла ему уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV – начале XVI вв.

Бабур переписывался с Алишером Навои. Стихи Бабура, написанные на чигатайском (староузбекском) языке, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура — автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы, живо воссоздаёт детали быта знати, нравы и обычаи эпохи.

Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. Лирические произведения собраны в «Кабульский диван» (1519), затем в «Индийский диван» (1529-1530). Он написал стихотворения в более чем 10 жанрах восточной лирики. В них отражены его личная жизнь, красота окружающей среды и исторические события. Основу поэзии Бабура составляют стихи любовно-лирического содержания. Мастерство поэта выражается в оригинальном литературном стиле и умелом использовании наиболее выразительных средств тюркского языка.

Знаменитое «Бабурнаме» свидетельствует об истории великих темуридов, борьбе за создание великой державы (события 1494-1529 гг.). В Институте востоковедения Академии наук хранятся более 10 рукописных вариантов «Бабурнаме». Его перевели на персидский, голландский, английский, французский, турецкий и русский языки.

Члены международной научной экспедиции по изучению творчества Бабура несколько раз организовали научные путешествия по следам поэта. Ими обнаружены более 500 книг и документов, которые хранятся в мемориальном музее «Бабур и его место в цивилизованном мире». В Андижане есть парк Бабура, где находится символическая могила, а также мемориальный комплекс «Арк ичи».

1. http://www.uzembassy.ru/1890.htm

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%80

3.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/9/9f/Babur..jpg

4. Хидоятов Г.А. «Тюркская цивилизация» Ташкент, 2015, 407 стр.

5. Хидоятов Г.А.   ЗАРЯ НАШЕГО ВЕЛИКОГО ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ http://asiaforum.uz/,    http://goga-hidoyatov.narod.ru/zarya.htm

6. Бабур-намэ Содержание   http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/B.phtml?id=2042

7. Бабур-намэ. Предисловие.   http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/framepred.htm

Публикации:

1. Захириддин Мухаммад Бабур  «ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА   ВОСТОКА»

2. Захириддин Мухаммад Бабур  «БАБУР НАМЕ»

3. Новости Узбекистана  «О Бабуре»

4. Хидоятов Г.А.  «Захириддин Бабур»

5. Сыздыкбаев Н.А. «ИСТОРИЯ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ —   БАБУР»

6. БАБУР — Википедия

7. БАБУР — УМЭ-02-083

 

2019-05-23T06:09:38+05:00

About the Author:

Leave A Comment