Машраб, Боборахим

Home/Литература/Машраб, Боборахим

Машраб, Боборахим

 

 

 

 

 

 

 

 

Классик узбекской литературы, поэт и мыслитель, последователь суфийского течения тарикат и дервиш суфийского ордена Накшбандиев, оказавший своим творчеством значительное влияние на развитие и cовершенствование узбекской литературы конца XVII — начала XVIII веков.

(1657-1711)

Боборахим Машраб (1657(1657), Наманган — 1711, Балх) — классик узбекской литературы, поэт и мыслитель, последователь суфийского течения тарикат и дервиш суфийского ордена Накшбандиев (по другим источникам, Машраб принадлежал к ордену каландаров). Его имя занимает видное место в ряду таких выдающихся представителей узбекской литературы, как Навои, Бабур, Агахи, Лутфи, Мукими, Фуркат и Завки. Своим творчеством он оказал значительное влияние на развитие и cовершенствование узбекской литературы конца XVII — начала XVIII веков.

Биография

Боборахим Машраб родился в 1657 г. (1050 г. хиджры) в Намангане. По другим сведениям, год рождения Машраба 1640, а место рождения село Андижан, под Наманганом. В дальнейшем якобы семья Машраба переехала в Наманган. Современные исследователи узбекской литературы, обнаружили сведения, согласно которым год рождения поэта — 1653. Однако, наличие столь больших расхождений в дате и месте рождения поэта, историки узбекской литературы однозначно объяснить не могут. Машраб родился в семье бедного ремесленника-ткача Мулло Вали-баба, который однако был образованным человеком. Несмотря на то, что жизнь семьи была трудной, природные способности и упорство Машраба, позволили ему получить познания в различных науках и в частности в религиозной философии. Начальное образование Машраб получил в Наманганском медресе, где его учителем был известный наманганский теолог Мулла Бозор-Охунд. Машраб получил всестороннее образование, освоил арабский и персидский языки,  изучал творчество и художественные идеи великих поэтов  Саади, Хафиза Ширази, Джалалидина Руми, Абдурахмана Джами, Алишера Навои.

Именно по рекомендации Бозора Охунда, увидевшего у Машраба незаурядные способности, в 1665 году, Машраб попал в ученики к известному кашгарскому суфийскому ишану Афаку-Ходже.

Пришел в этот мир я, и много я мук и тревог претерпел,
Я в бедах влачился убого и все превозмог, претерпел.
Кто льнет к удовольствиям праздным, претерпит жестокий позор.
Стал чужд я грехам и соблазнам и все, одинок, претерпел.

Машраб стал мюридом Ходжи Аппака, ему тогда было около 23 – 24 лет. В течение семи лет Ходжа Аппак заставлял молодого поэта ухаживать за его лошадьми и не выходить из конюшни. Живя рядом с Ходжой Аппаком и его приближенными, Бабарахим распознает подлинное лицо «святых», вскрывает их пороки: притворство, лицемерие, лживость. Моральный облик богослова (Ходжа Аппак держал гарем, насчитывающий около 400 наложниц) и его приспешников вызывает у поэта отвращение. Увидев резкое противоречие между суфийским учением Аппака и его аморально-этическими поступками, Машраб постепенно меняет свое отношение к установкам ислама и становится в глазах ходжей и шейхов вольнодумцем.

Машраб не стал ревностным последователем духовенства, остался равнодушным к призывам предпочесть отшельничество и религиозное смирение живой, реальной жизни. Властолюбие, порочность и лицемерие Афака-ходжи, интриги среди его учеников и атмосфера клеветы и доносительства, посеяли у Машраба чувство отвращения к учению Афака-ходжи. К 1672—1673 гг. в Машраб стал проявлять открытые идейные расхождения с учением Афака-Ходжи. Понимая опасность Машраба, Афак-ходжа и его окружение, опасавшиеся его стихов, в которых он бичевал несправедливость, тиранию, отсталость и остальные человеческие пороки, начали интриги против него. Желая избавиться от вольнодумца Машраба, осмелившегося насмешливо относиться к духовенству и религиозным установлениям, Афак-Ходжа обвинил Машраба в любви к одной из своих служанок и сурово наказал его. Машраб был изгнан из Кашгара. Начиная с 1673 года и в течение сорока лет Машраб скитался и странствовал. Он побывал в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Балхе и в Индии.

               О, верь: я от любви твоей сгорел, и помрачён  я стал,
               Ославлен толками людей, позором всех времен я стал.
               Ты в совершенстве неземном над всеми властна, как   султан, —
               О, сжалься, нищим бедняком в глуши чужих сторон я стал.

Скитаясь по разным областям Центральной Азии, Машраб не мог не посетить Бухару, родину Бахауддина Накшбанди. Питая глубокое уважение к личности Бахауддина Накшбанди, основателю ордена Накшбандиев, Машраб будучи в Бухаре, посетил дом в котором жил святой.

Бухару можно назвать Бухарой.
Весну можно назвать зимой.
Если б не было в Бухаре Бахауддина,
То Бухару можно бы назвать Фарангистаном,
Или местом пребывания неверных

С детства полюбив поэзию, Машраб с интересом изучал творчество Лутфи, Навои, Хафиза, а к 70-годам XVII в. сам приобрел известность как выдающийся поэт. Основная часть произведений Машраба известны нам по широко распространенному в народе сборнику «Девона-и-Машраб» (Диван Машраба), содержащее и жизнеописание поэта. Разрыв с удушливой атмосферой среды Афак-Ходжи дал новый толчок творчеству Машраба, которое становится ещё более совершенным. В творческом наследии Машраба главное место занимает лирика. В эпоху, когда было почти безраздельным господство туманных суфийских учений об отрешении от земной жизни, об уединенном служении богу, о грядущем загробном бытии, поэт обращает свой взор к реальной действительности, к живому человеку и его чаяниям, пишет о любви и верности — величайших из человеческих чувств.

Во многом своеобразен и глубоко народен поэтический стиль Машраба. Лучшие его произведения отличаются высокой художественностью и тонким изяществом, взволнованностью и глубиной чувств, остроумием и напевностью, простотой и непринужденностью. Обращаясь к различным лирическим жанрам узбекской поэзии, Машраб стремился сделать их близкими и привычными для широкой массы читателей и слушателей, из различных стихотворных размеров он выбирал наиболее легкие. Особо следует отметить, что среди узбекск их поэтов Машраб создал наибольшее число мустазадов, причем все они обладают высокими худозкественными достоинствами. Свойственные газелям Машраба достоинства проявляются не только в мустазадах, но также и в других жанрах восточной поэзии — мурабба, мухаммасах, мусаддасах и мусабба.

Машраб писал стихи на двух языках — на фарси и узбекском; его газели и мухаммасы пронизаны пантеистическим содержанием, поэт резко разоблачает ханжество мулл. Любовная и гражданская поэзия Машраба проникнута фольклорными мотивами; его стихи искренни, просты по языку:

Без вина и без любимой в Мекку для чего пойду?
Что мне храмы и мечети — лавки ветхие, старье!
Ад вдвойне иль пять Иремов  мне предложат — все равно!
Если нет свиданья с милой, ад — гнилье и рай — гнилье!
Я, поправ престол Аллаха, в сущность тайн его проник.
В небе мрак. Так что же сказать мне про земное бытие?

В стихах Машраба полностью развернута пантеистическая система Навои с его символикой: «бутон» как «бытие в самом себе» и «роза» как «сущее бытие», то есть действительность, живая природа. Эта символика заполняет всю поэзию Машраба и выражает радостное, живое мироощущение, венчающееся обожествлением совершенного человека, стоящего в центре Вселенной.[2].

Литературное наследие Машраба характеризуется глубоким социальным содержанием, народностью, антиклерикальной направленностью. Поэт с глубоким сочувствием изображает тяжелую жизнь простых тружеников, «сердце которых изранено мечом насилия», а «тело изъязвлено горем и страданиями», и сурово осуждает несправедливость и тиранию.[3].

Поэта вынудили покинуть родные края и жить на чужбине, где он провёл большую часть своей жизни. Живя вдали от Родины, поэт всегда помнил о ней и воспевал её. Газели, мухаммасы, четверостишия Машраба, составившие его богатое творческое наследие, достойно украсили сокровищницу узбекской литературы. Такие его стихотворения, как «Мирадж», передавались из устьв уста по всей Центральной Азии и Восточному Туркестану. Творчество Машраба оказало огромное влияние на узбекскую поэзию. Многие современные узбекские певцы, используют газели Машраба в своём творчестве.

               О, доколе я, бедняк, буду гибнуть от невзгод?
               Ты чужда, и в сердце мрак, за бедой беда идет,
               С горем рок меня сопряг, и печалей тяжек гнет, —
               Это рока вещий знак иль небес круговорот?
               Я умру, и чадный стяг вздох мой надо мной  взметнет.

Свободомыслие и справедливость, верность суфийским идеям придают Машрабу
силы и новый импульс в творчестве. В  поэзии Машраба главное место занимает лирика.
Обратившись  к  различным  лирическим  жанрам  поэзии, Машраб обогатил поэзию прекрасными газелями, которые считаются яркими, живыми и несравненными образцами любовной лирики.  Его художественный стиль отличается глубиной чувств и остроумием, простотой и непринужденностью. Машраб с  сочувствием изображал тяжелую жизнь народа.
Разоблачая двуличную сущность духовенства, Машраб выражал неприятие многих религиозных догм, а в некоторых из них он открыто сомневался. Во многих стихах, Машраб весьма пренебрежительно пишет о рае, аде, загробном мире, Мекке и выражается готовность поменять их «на одну бутыль вина» или продать «за одну монету». Именно за это правящие слои общества и духовенство видели в Машрабе своего злейшего врага. В 1711 г. (1123 г. хиджры) Машраб был повешен в Балхе по указу правителя Кундуза Аштарханидской династии Махмудбея Катагани. Однако есть сведения, что Машраб был казнён в Кундузе. О жизни Машраба рассказывает созданная неизвестным автором и изобилующая легендами повесть «О безумце Машрабе». В этой книге приводится много стихотворений, приписываемых перу Машраба, но часто трудно отличить, подлинные его стихи от многочисленных интерполяций. Пользуется известностью книга Машраба «Источник света», состоящая из толкования стихов Джалаладдина Руми и нравоучительных рассказов. 

Просветительские и гуманистические идеи Машраба, его критика предписаний шариата и осуждение аморального поведения священослужителей привели к яростной ненависти к поэту. Поэтому в 1711 году по решению мусульманского духовенства он был казнен через повешение правителем Балха Махмудом Катаганом из династии Аштарханидов, прославившимся своей жестокостью. Могила Бабарахима Машраба находится в с. Ишкашале на юге г. Ханабад в Афганистане   

В  творческом  наследии Машраба главное место занимает лирика. В эпоху, когда было почти безраздельным господство туманных суфийских учений об отрешении от земной жизни, об уединенном служении богу, о грядущем загробном бытии, поэт обращает свой взор к реальной действительности, к живому человеку и его чаяниям, пишет о любви и верности — величайших  из человеческих чувств.Машраб обогатил нашу поэзию значительным  количеством газелей, считающихся несравненными образцами любовной лирики. Во многом своеобразен и глубоко народен поэтический стиль Машраба. Лучшие его произведения отличаются  высокой  художественностью  и  тонкимизяществом,  взволнованностью и глубиной чувств, остроумием и напевностью, простотой и непринужденностью. Обращаясь к различным  лирическим  жанрам узбекской поэзии, Машраб стремился сделать  их  близкими  и привычными для широкой массы читателей и слушателей,  из  различных стихотворных размеров он выбирал наиболее легкие. Особо следует отметить, что среди узбекских поэтов Машраб создал наибольшее число   мустазадов, причем все они обладают высокими художественными достоинствами.Свойственные азелям Машраба достоинства проявляются не  только в мустазадах, но также и в других  жанрах восточной  поэзии — мурабба, мухаммасах, мусаддасах и мусабба. Литературное наследие Машраба  характеризуется глубоким социальным содержанием, народностью, антиклерикальной направленностью. Поэт с искреннимсочувствием  изображает  тяжелую жизнь простых тружеников, «сердце которых изранено  мечом  насилия», а «тело изъязвлено горем и страданиями», и сурово осуждает несправедливость и тиранию. Имя замечательного  мастера слова, проникновенного лирика Боборахима Машраба занимает  видное место  в  ряду  таких выдающихся представителей узбекской литературы, как Лютфи  и  Навои, Бабур и Турды, Махмур и Агахи, Надира и Мукими, Фуркат и Завки. Своим творчеством он оказал значительное влияние на развитие   и  совершенствование  узбекской литературы конца XVII-начала  XVIII веков. Велики заслуги поэта в укреплении антиклерикальных мотивов в поэзии, в усилении ее мятежного духа, расширении ее тематического круга, углублении ее народности, совершенствовании различных жанров лирики, повышении   литературного мастерства. Его газели, мурабба, мустазады и мухаммасы,  выразительные, искренние, блещущие жизненностью и энергией, широко  известны во всей Средней Азии. Машраб по праву снискал себе неувядаемую славу поистине народного поэта.

В Советское время, издавался литературный, общественный и политический иллюстрированный юмористический журнал «Машраб», названный в честь Боборахима Машраба. Журнал отражал жизнь и быт узбекского народа. Разоблачал бюрократов, рвачей, болтунов, осмеивал плохих хозяйственников, боролся с религиозными предрассудками, варварскими обычаями и обрядами. Ча­сто выступал в защиту равноправия женщин, ратовал за их раскрепо­щение, за вовлечение в хозяйственную, общественную и культурную деятельность.[4]. В СССР, произведения поэта издавались несколько раз (1958, 1960, 1963, 1971, 1979, 1990 гг.)

Образ вольнодумца Машраба, вдохновил известного ташкентского режиссёр Марка Вайля. Труппа руководимого им ташкентского театра «Ильхом» поставила пьесу «Полеты Машраба». Данная пьеса — метафизический взгляд, полный аллегории и фантазий, на историю странствующего поэта Боборахима Машраба.

Источники:

  1. ХАЗРАТ БАХАУДДИН НАКШБАНДИ (rus) (html). Проверено 28 февраля 2009.
  2. Литературы Средней Азии (rus) (html). Проверено 28 февраля 2009.
  3. О Машрабе (rus) (html)

Интернет-сайты:

http://lib.ru/POEEAST/MASHRAB/mashrab1_1.txt

http://www.ziyouz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=428&Itemid=217

http://forum.ziyouz.com/index.php?topic=4373.0

http://www.tyurk.ru/file3_209_1.shtm

http://amalgrad.ru/viewtopic.php?id=1456

узбекские-поэты.творческий.рф

Публикации:

  1. Бабахарим Машраб. Газели.
  2. Бабарахим Машраб. Избранное.
  3. Машраб – поэт-отшельник и бунтарь.
  4. Творчество Машраба.
  5. Полеты Машраба.
  6. Абдугафуров. Предисловие.  Бабарахим МАШРАБ. Избранное.
2019-05-20T08:51:33+05:00

About the Author:

Leave A Comment