Алишер Навои

Home/Литература/Алишер Навои

Алишер Навои

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий поэт, философ и государст­венный деятель XV века.

(9.02.1441 – 3.01.1501)

Биография

Низамаддин Алишер Навои (Навои — литературный псевдоним поэта, по-узбекски означает «напевный», «мело­дичный») родился в начале февраля 1441 года. Он проис­ходил из знатного тюркского рода. Отец Алишера был бли­зок к придворным кругам, и, видимо, ему не чужды были также и литературные интересы. Семья его была связана узами дружбы с семьей будущего правителя Хорасана — султана Хусейна. Среди родичей поэта были люди, причаст­ные к литературе и искусству. С четырех-пяти лет Алишер обучался в одной из школ Герата. Обучение велось на арабском и таджикско-персидском языках, и уже с детских лет будущему поэту откры­лись сокровища поэзии. Имеются сведе­ния, что уже в пятнадцатилетнем возрасте Навои был известен как поэт, слагающий стихи на двух языках — таджикско-персидском и тюркском (староузбекском). Вместе с Алишером в школе учился и тимуридский царевич Хусейн Байкара, будущий правитель Герата.

Герат был столицей страны, называемой тогда Хорасан, которая включала некоторые части современной Средней Азии, Афганистана и Ирана. Герат середины 15-го столетия был известен как большой политический, культурный и литературный центр. Здесь жили и работали такие выдающиеся поэты, как Лутфий (1366 — 1465гг.) и Абдурахман Джамий (1414 — 1492гг.).

Около 1457 года Алишер начал учение в одном из медресе в Мешхеде. Затем, после краткого пребывания в Герате, Навои уезжает в Самарканд, где учится в медресе. Здесь он общается с раз­личными учеными и поэтами.

Занимая при дворе Султана Хусейна высокие должности (сначала был мухрдаром (хранителем печати), затем – эмиром дивана), Навои оказывал покровительство и поддержку многим деятелям науки и искусства, пользовался популярностью среди народа.
Вел в Герате строительство – по его инициативе на берегу канала Инджил был возведен крупный культурно-общественный комплекс: медресе, ханака, библиотека, больница.
Был приверженцем суфийского ордена Баха ад-Дина Накшбанди, и, следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.
В 1468 году правителем Герата стал Хусейн Байкара. Он вызывает Навои в Герат для службы при дворе. Алишеру Навои был пожалован титул эмира. Назначение на высокую государст­венную должность он использовал для многих культурных начинаний.

По его указаниям было построено много краси­вых зданий общественного назначения — больницы, медре­се, бани. На благоустройство города пошла значительная часть средств самого поэта.

Навои оказывал покровительство ученым, людям искус­ства, мастерам художественных ремесел. Его благородная щедрость распространялась и на простой люд: он помогал нуждающимся и даже несколько раз освобождал население от поборов, покрывая недостачу казны за свой счет. В конце семидесятых годов ему удается сложить с себя бремя государственной службы. К этому времени Навои был уже автором большого количест­ва лирических стихотворений.

В 1483-1485 годах Навои в невиданно короткий срок создает пять поэм своей «Пятерицы». Суровое осуждение деспотической власти в поэмах, несомненно, выросло из наблюдений Навои над жизнью гератского двора и злоупот­реблениями придворных казнокрадов. В 1487 году Навои, навлекший на себя немилость Хусейна, был отправлен в Астрабад и поставлен там во главе местной власти. Это было замаскированной ссылкой, так как Астрабад по отно­шению к Герату являлся далекой провинцией.

И здесь Навои продолжает напряженно работать. Он заботится о благе народа и о благоустройстве вверенных ему земель. Одновременно он создает все новые и новые га­зели и объединяет их в большой «Диван» из четырех частей: «Чудеса детства», «Редкости юности», «Диковины среднего возраста», «Полезные советы старо­сти». Почти одновременно Навои составляет новый «Диван» стихов — «Сокровищница мыслей», представляющий собой своеобразную антологию лучших стихов из четырех назван­ных «Диванов». В это время творческий гений Навои — автора множества лирических стихов и «Пятерицы» — находится в зените своего расцвета.

Лирика Навои, при всей ее артистической виртуозности, обращена к народу. У поэта есть стихи, осуждающие неправых правителей и отмеченные неподдельной любовью к простым людям. Впрочем, и сама жизнь Навои, аристократа, человека утонченной, рафинированной культуры, но живо прислушивающегося к нуждам народа, говорит о народных корнях его гуманизма. Сам Навои признавался на склоне лет: «Из средств своих я брал себе на жизнь лишь то, что необходимо простому человеку, — довольствовался халатом, который защищал меня в жару и в холод, и непритязательной пищей. Остальные же я тратил на общение с народом, на питание служителей и домочадцев. А то, что оставалось сверх расходов на еду и на исполнение различных обязанностей, я представлял на благотворительные дела». Историк Хондамир в своей книге «Makorimul-axloq» называет Навои  «avliyolar avliyosi» — «святейшим святых».

В поэмах А. Навои поднимаются важные для его времени вопросы нравственности, любви и дружбы, философии, науки, искусства, государственного устройства.

Только в 1489 году Навои было разрешено вернуться в столицу. По приезде в Герат Навои вновь отдается литера­турным трудам: он создает поэму «Язык птиц», трактат «Суждение о двух языках», пишет свой последний труд — сочинение философско-назидательного характера «Возлюбленный сердец» (1499—1500).

Борьба с реакционными кругами подточила здоровье поэта. В начале января 1501 года он скончался. В похоро­нах его приняли участие огромные толпы охваченного скорбью населения Герата.

Навои высказался на склоне дней в прозе, в своем замечательном трактате «Спор двух языков» (1499): «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и ее выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски». Вся поэтическая деятельность Алишера Навои была направлена на защиту и прославление родного языка и литературы.

Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои:   

«Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо»

Мир образов и чувств Алишера Навои одухотворил поэзию народов Среднего Востока, прежде всего узбекскую литературу, первым великим представителем которой он был. Темы и сюжеты его произведений, воспринятые из поэтической традиции и из народного творчества, скоро вновь получили хождение в народной среде и были затем, в свою очередь, не раз обработаны народными певцами и сказителями. Заслуга Навои не только в том, что он с блеском доказал неограниченные возможности узбекского поэтического творчества и создал «на языке тюрки» гениальные произведения, но и в том, что он выразил передовые, гуманистические идеи своего времени во всей их сложности, противоречивости, во всем переплетении великих прозрений и заблуждений, безудержного прославления жизни во всех ее проявлениях и печального скепсиса, прекраснодушных мечтаний и трезвого взгляда на жизнь.

Любовь для Навои — одновременно высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Литература:

  1. Узбекская народная поэзия. — Л., 1990. — 656 с.
  2. Маллаев Н. Гениальный поэт и мыслитель. — Т.: Фан, 1968.
  3. Навои А. Собрание сочинений в 10-ти томах. — Ташкент: Фан, 1968-1970.
  4. А.Навои. Стихотворения. Поэмы в 2 книгах. — Ташкент, 1984 г.
  5. А.Навои. “Хамса”. — Ташкент, 1986.
  6. Л.Бать. “Сад жизни”.
  7. Алишер Навои. Избранное. – Ташкент, Укитувчи, 1978.
  8. Н.Владимирова. Алишер Навои //Преподавание языка и литературы №6, 2000.
  9. Ф.Хамраев. Жизнь и творчество А.Навои //Преподавание языка и литературы, №2, 2002.
  10. Ф.Хамраев. Великий гуманист // Преподавание языка и литературы, №2,

Публикации:

  1. .Алишер Навои. Википедия  http://ru.wikipedia.org/wiki/Алишер_Навои
  2. О жизни и творчестве Алишера Навои http://ru.shisu.edu.cn/resources/news/content3760
  3. Алишер Навои Поэмы. Предисловие Вахида Захидова         http://www.libros.am/book/read/id/336285/slug/poehmy-10
  1. Навои – Афоризмы
  2. Навои — Суждение о 2-х языках.
  3. Навои – Газели.
  4. Навои — СМЯТЕНИЕ ПРАВЕДНЫХ. Избранные главы.
  5. Навои — Избранная лирика
  6. Алишер Навои. Поэзия. http://www.eastpage.narod.ru/poesia/an.htm
  7. Навои-Возлюбленный сердец. Избранные главы http://www.ziyouz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=6118
  8. Каюмов А. П. Алишер Навои // История всемирной литературы: В 9 томах. Т. 3. М.: Наука, 1985. С. 576—582.   http://feb-web.ru/feb/ivl/vl3/vl3-5762.htm
  9. Иззат Султан — Книга признаний Навои. Предисловие.
  10. В Вашингтоне прошел симпозиум, посвященный наследию А. Навои         http://news.uzreport.uz/news_9_rhtml

 

2019-05-22T10:10:12+05:00

About the Author:

Leave A Comment