Каюмов, Малик Каюмович

Home/Искусство/Каюмов, Малик Каюмович

Каюмов, Малик Каюмович

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдающийся узбекский советский режиссёр и оператор документального кино, I Секретарь Союза кинематографистов Узбекистана (1976-1996), народный артист СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии Узбекской ССР им. Хамзы (1965), национальной кинопремии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1991).

22.04.1911 – 29.04.2010

Биография

Малик Каюмов (Каюмов Абдумалик Абдукаюмович)  родился в 1911 году в Ташкенте. Точная дата рождения известного режиссера неизвестна: метрики ЗАГСа в то время отсутствовали. Всех своих 14 детей отец записывал на страницах Корана, который, к сожалению, был утерян после его смерти. Малику известен лишь год рождения. Как рассказывала его мать, это было весной, когда на базаре продавали свежую зелень. По мнению самого Каюмова, это было в апрелемае. Малик Каюмов жил в Ташкенте неподалеку от нынешнего аэропорта. Его отец, Абдумалик Каюмов, был самым состоятельным человеком в городе и во всем Узбекистане, имел несколько кожевенных заводов (ему принадлежала кожа всех забитых баранов), был владельцем фруктовых садов на 400 гектаров земли. Из любви к лошадям построил ипподром, где организовывал скачки. После его смерти (когда отец умер, Малику было три года), на его счету в банке было обнаружено 10 миллионов золотых рублей.

Мать, Сибринисо-оя, была человеком достаточно образованным; хорошо говорила по-русски, читала по-арабски и знала Коран. Нередко, собирая всех своих детей, читала им сказки, приучала к добру. В семье было четырнадцать детей, но многие из них умерли от голода, в результате осталось всего пятеро. Семья Каюмовых в основном кормилась от продажи тюбетеек, которые вышивала мать, а дети продавали на базаре.

С шести лет Каюмов пошел в махаллинскую школу, которую окончил в начале 1920-х годов. Его учителем был Тохири, которого позднее наградили орденом Ленина и представили к званию «Народный учитель Узбекистана». Из стен школы вышли многие знаменитости Узбекистана, в частности, академики Абид Садыков, Хамдам Усманов, Малик Набиев, а родной брат Малика Абдухамид стал позднее министром строительства и эксплуатации автомобильных дорог Узбекской ССР.

Начало карьеры

Карьера Малика Каюмова в узбекском кинематографе началась с восемнадцати лет, когда после окончания школы он был взят на первую узбекскую кинофабрику «Шарк Юлдузи» (в переводе с узбекского — «Звезда Востока») режиссером Николаем Кладо, сыном известного адмирала. В 1929 году он впервые снялся в качестве актера, сыграв роль батрака в игровом фильме Кладо «Американка из Багдада», потом снимался в некоторых других фильмах. Одновременно продолжал работать на кинофабрике, предшественнице «Узбекфильма», ассистентом оператора. Его наставником был немец Фридрих Веригородский, научивший Малика некоторым тонкостям кинооператорского искусства.

В 1930 году Каюмов с Кладо переехал в Москву, а в 1931 году поступил во ВГИК. Через два года, немного овладев профессией оператора, вернулся в Ташкент. Там молодой оператор был взят на работу в Ташкентскую студию кинохроники, одновременно работал в «Союзкинохронике» собственным корреспондентом по Средней Азии. Он снимал первый ташкентский автобус, костёр, в котором узбекские женщины сжигали свои паранджи.

В 1938 году кинолента Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Золотой Большой медали. В 1939 году он снял фильм о строительстве 270-километрового Большого Ферганского канала, который назывался «Могучий поток». В том же году за этот фильм режиссёра Каюмова наградили орденом «Знак Почета». С того времени к Каюмову пришла известность, а его фильм признали в Узбекистане классикой кинорепортажа.

Экспедиция в Самарканд

В июне 1941 года от Ташкентской киностудии Каюмов был прикомандирован к экспедиции, которой было поручено провести работу по установлению документальной подлинности захоронения Тимура — вскрыть гробницы Тамерлана, его сына Шахруха и внука Улугбека в Самарканде. Малика с тремя операторами включили в состав экспедиции не случайно. Каюмов в то время был достаточно известный в республике кинооператор и едва ли не единственный в Ташкенте человек, который мог управлять камерой. В раскопках гробницы участвовал председатель правительственной комиссии востоковед А. А. Семенов, М. М. Герасимов, прежде восстанавливавший по останкам костей облик царя Иоанна Грозного, Т. Н. Кары-Ниязов, писатель С. Айни.

96-летний Малик Каюмов верил в проклятие Тамерлана и в то, что если бы не началась эксгумация, то не было бы Великой Отечественной войны. Об этом он подробно рассказал, снявшись в роли рассказчика в документальном фильме «Проклятие Тамерлана» (2006 год).

Фронтовой оператор

С 1941 по 1945 год Малик Каюмов находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе города Ржева, а также при освобождении Белоруссии. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Парой Каюмову был Алексей Семин, который дважды его спасал, вынося раненым с поля боя. После первого ранения Малик лечился в госпитале три месяца. Второе ранение было им получено в 1944 году в боях под Минском: три пули из автомата попали ему в ногу. Лечился в госпитале в Москве в Лефортово. Сначала хотели ампутировать ногу, но в итоге её удалось спасти. В марте 1945 года Малик Каюмов был демобилизован инвалидом 2-й группы.

В узбекистанском кинематографе

В послевоенное время М. Каюмов работал на киностудии «Узбекфильм» и уже в начале 1950-х годов считался лучшим режиссёром документального кино в республике.

Всего Малик Каюмов снял свыше 400 полнометражных и короткометражных кинолент, среди них: «Советский Таджикистан» (1946), «Социалистический Узбекистан» (1950), «Пять рук человечества» (1958), «Регистан» (1965), «Дети Ташкента» (1969), «Самарканду 2500 лет» (1969), «Самарканд всегда со мной» (1970) и другие.
 Позднее за свои работы был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Государственной премии СССР и Государственной премии им. Хамзы, премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

Сразу после войны вышел знаменитый фильм Каюмова, посвящённый строительству ГЭС в долине Сырдарьи «Огни Фархада», после него — кинокартина «Приезжайте к нам в Узбекистан». Последняя была удостоена Золотой медали на международном кинофестивале в Венеции. По всему миру был показан документальный фильм режиссера «Паранджа», который был удостоен одного из высших призов — Гран-при Лейпцигского кинофорума «Золотой голубь».

В 19661968 годы Каюмов снимал последствия землетрясения в Ташкенте. Документальный фильм «Ташкент, землетрясение», запечатлевший борьбу человека со стихией, а также большие стройки в Узбекской ССР, обошёл весь Советский Союз. Каюмов несколько лет снимал документальное кино о зарубежном Востоке, получившее также широкую известность. Наиболее известные среди этих работ: «Утро Индии», «Вьетнам — страна моя». Снял серию фильмов об Афганистане. Особую популярность принёс кинорежиссеру фильм «Кто стреляет в республику» 1984 года.

Указом Президента СССР от 5 декабря 1990 года за выдающиеся заслуги в развитии советского киноискусства и плодотворную общественную деятельность кинорежиссёру киностудии научно-популярных и документальных фильмов Узбекской ССР Каюмову Малику Каюмовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Член КПСС с 1960 года, избирался членом Верховного Совета Узбекской ССР. В 1976-1986 и 1988-1996 годах первый секретарь Союза кинематографистов Узбекистана.

М.К.Каюмов был последним свидетелем вскрытия гробницы Тамерлана в июне 1941 года и одним из последних фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.

Жил в Ташкенте. Скончался 29 апреля 2010 года в Москве, на 100-м году жизни. Похоронен в Ташкенте.

Из интервью с М. К. Каюмовым

Сколько раз смерть играла со мной в прятки, а я, сам не знаю, как и почему, обманывал её. Дважды во время съемок тонул. Был на грани смерти в авиационной и автомобильной катастрофах. На своем веку я много летал, много смотрел, снимал, встречался со многими людьми. Моими собеседниками были в разное время Шарль де Голль, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Шастри, Хо Ши Мин

«Старайся улучшить всё, к чему прикоснутся твои руки» — сказал мне как-то Александр Довженко. Меня часто упрекают в том, что мои картины слишком красивы. Да, красивы. Но разве не красивы моя земля и мой народ? Почему я должен видеть уродство там, где его нет? Конечно, не всё так прекрасно, как в фильмах Каюмова. Но я такой воспринимаю мою Родину. Если меня узнавали и признавали в Москве, так это потому, что я открыл людям малоизвестные раньше Хорезм и Каракалпакию. А потом всю жизнь старался открывать узбекские дворы, старинные медресе, арыки, каналы… Узбеков. Прежде всего — их. Но при этом я интернационалист и ненавижу шовинизм: ненависть к другим народам — удел слабых. Но свой народ я знаю лучше других. (портал Фергана. РУ, 2006 г.)

Фильмография

Режиссерские работы

  • «Ташкентский текстильный комбинат» (1938)
  • «Могучий поток» (1939)
  • «Советский Таджикистан» (1946)
  • «Социалистический Узбекистан» (1950)
  • «Огни Фархада»
  • «Приезжайте к нам в Узбекистан»
  • «Утро Индии» (1956)
  • «Пять рук человечества» (1958)
  • «Вьетнам — страна моя» (1960)
  • «Регистан» (1965)
  • «Ташкент, землетрясение» (1968)
  • «Дети Ташкента» (1969)
  • «Самарканду 2500 лет» (1969)
  • «Самарканд всегда со мной» (1970)
  • «От весны до весны»
  • «Паранджа»
  • «Могучий поток»
  • «Золотая свадьба»
  • «Тринадцать ласточек»
  • «Встречи с Таджихон»
  • «Хива — город четырех ворот»
  • «Кто стреляет в республику» (1984)

Роли в кино

  • «Американка из Багдада» (1929) батрак
  • «О том, чего не было» (1986)
  • «Проклятие Тамерлана» (док., в ролях, 2006, реж. Фетисов)

Сочинения

  • «Жизнь моя — кинематограф». Ташкент, 1982.

Награды и звания:

  • Большая Золотая Медаль за фильм «Ташкентский текстильный комбинат» (1938 год, Нью-Йорк)
  • Гран-при Лейпцигского кинофорума «Золотой голубь» за фильм «Паранджа».
  • Большая Золотая Медаль за фильм «Приезжайте к нам в Узбекистан» (Венеция)
  • Диплом первой степени за фильм «Памятники культуры Узбекистана» на кинофестивале стран Азии и Африки
  • Диплом первой степени фильм «От весны до весны» (1964 год, Санкт-Петербург)
  • Член жюри Московского Международного кинофестиваля
    Председатель жюри Московского кинофестиваля (1966, 1977 гг.)

Ссылки

 Каюмов, Малик Каюмович на сайте «Герои страны» http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10440,  один из последних фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.

Портрет М.Каюмова – худ. Баходир Джалал

http://art-blog.uz/wp-content/uploads/2008/10/malik-kaumov-2.jpg

http://www.ziyouz.uz/ru/deyateli-uz/45-deyateli-kultury/534—1912-2010

http://ru.wikipedia.org/wiki/Каюмов,_Малик_Каюмович

http://www.press.uz/article.php?language=ru&&article=6657

http://www.rian.ru/culture/20100429/228167929.html

http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=22321

http://www.gazeta.uz/2010/05/03/mk/

http://bse.sci-lib.com/article060209.html/

http://www.pr.uz/poslednee-prosti/4963

http://gzt.uz/rus/kultura_i_sport/proshaysoldat.mgr

http://ziyonet.uz/ru/people/malik-kayumov/ 

http://wiki-linki.ru/Citates/133377/18

http://wiki-linki.ru/ShortPage/1007763

Публикации

 

2019-02-11T14:24:34+05:00

About the Author:

Leave A Comment