Камалетдин Бехзод

Home/Искусство/Камалетдин Бехзод

Камалетдин Бехзод

 

 

 

 

 

 

 

 

Величайший художник-миниатюрист, гений тюркско-персидской живописи

(1450 — 1547)

Тюрки из Центральной Азии вихрем промчались по Евразии, сметая все на своем пути. Однако позже они стали покровителями наук и искусств. Они превратили Бухару и Самарканд в азиатские центры культуры, познания и интеллектуального развития. Тюркское влияние сыграло огромную роль в развитии персидского искусства и культуры, особенно живописи. Тюркские правители были покровителями искусств в завоеванных ими странах и поощряли связи с другими народами, в особенности, с народами Дальнего Востока. Такие контакты расширили кругозор художников, сделали их работы более разнообразными. Более того, тюркские любители искусств определили новые тенденции в живописи, сделав упор на исторические события и любовные сцены подобно Фархад и Ширин, Лайли и Мажнун. В работах персидских мастеров знакомство с китайской живописью определило повышенное чувство ландшафта. Особенностью тюркско-персидской живописи является плоскость, отсутствие полутеней, схематическое изображение лиц и отсутствие динамики сюжета, говорится в Британской энциклопедии.

Глубокие изменения в тюркско-персидской живописи начинается с гения Камалетдина Бехзода, который, будучи величайшим миниатюристом, по всеобщему признанию стал величайшим художником уже при жизни.

Камалетдин Бехзод родился в Герате в 1450 г. и умер в 1547 г. Говорили, что он был учеником Амира Рухулла по прозвищу Наккаш Герата. Но по другой версии Бехзод, который потерял отца в раннем детстве, был учеником пира Сайида Ахмад Табризи. Но самым важным в его жизни является то, что он работал у Алишера Навойи, великого визиря правителя Хорасана, тимурида Хусейна Байкары. Позже он работал непосредственно у самого Хусейна Байкары, последнего тимуридского монарха, который был сам поэтом и покровителем искусств и культуры. Он назначил Бехзода Главой гератской академии художеств.

Когда сефевидский шах Исмаил завладел Табризом и сделал его своей столицей, он пригласил к себе Бехзода и поручил ему заняться украшением города. Шах высоко ценил мастерство художника и в 1522 г. назначил своим главным библиотекарем и осыпал его щедрыми почестями. Такими же почестями он пользовался и при преемнике шаха Исмаила Тахмаспе. Он умер в Табризе в 1547г. и там же его похоронили.

Бехзод представлял собой зенит тюркского периода живописи  и начало сефевидской школы в персидской. Он был реформатором в искусстве. Он внес в центральноазиатскую живопись ландшафт, сделав его более реалистичным и естественным в его работах. Он был более реалистичен и в выборах сюжетов для своих картин, чем его предшественники. Британская энциклопедия пишет: “Он тщательно выделял каждую отдельную фигуру даже в самых многолюдных картинах, а его палитра была чрезвычайно богатой, особенно, в теплых и насыщенных тонах. Это дало ему возможность придать своим картинам разноцветные штрихи в костюмах и даже на теле” Он выступал против каллиграфистов и вообще не обращался к письменным комментариям и только иногда в углу картины он позволял себе вставлять несколько строк стихов.

Его работы также содержат изысканный рисунок на двух страницах. Хандомир утверждает, что Бехзод обладал огромным утонченным чувством изысканности, чувством совершенства и жизненности. Кази Ахмед отмечает его чувство пропорции, великолепное изображение птиц и отвращение писать углем.

При жизни Бехзода чествовали как величайшего мастера живописи. Он великолепно рисовал живые фигуры. В то же время он прославился великим миниатюристом. Он написал иллюстрации ко многим произведениям поэтов, включая Низами. Бабур писал об исключительном изяществе рисунка Бехзода.

Могольские императоры Индии восторгались работами Бехзода. Они украсили свои дворцы и библиотеки его картинами. Они платили от 3 до пяти тысяч рупий за каждую его картину. Особенно любил картины Бехзода император Джахангир. Он говорил, что они реалистичны и жизненны, а его батальные сцены впечатляют своей реалистичностью.

Бехзод популярен своими колоритными сюжетами, изысканностью форм, глубиной колора. В целом он предпочитал холодные цвета, такие как зеленый и голубой, особенно в интерьерных сценах, но он всегда стремился уравнивать их сравнительно теплыми тонами, особенно оранжевыми. Он великолепно вырисовывал каждый предмет рисунка в соответствующей пропорции и естественном положении, которое соответствует декоративной схеме всей картины. Фантастический аромат ветвей деревьев в цвету, богато разукрашенные титулы моделей картин  и точное отражение дизайна на коврах должны раскрывать декоративный смысл общего сюжета.

В изображении человеческих и других фигур он стремится быть как можно более естественным. Но он отказывается быть слепым имитатором природы и он использует свое воображение художника, чтобы сделать эти фигуры более эффектными и жизненными.

Большая часть его работ считаются утерянными. Бесспорно принадлежащими его перу являются его иллюстрации к «Зафар-наме» (История Тимура), написанные им в 1467 г. Они были сначала в коллекции Шульца, но позже увезены в Америку, иллюстрации к «Бустан» Саади находятся в Каирской библиотеке, а иллюстрации к «Лайли и Мажнун» – в Ленинграде.

Бехзод оказал глубокое влияние на развитие живописи, особенно, в Иране. У него сложилась своя школа живописи, которая развивалась позже его учениками в Герате и Табризе и нашла отражение в развитии живописи в Персии, Туркестане, Индии и даже в Европе.

Бехзод, несомненно, был гением, чьё искусство достигло вершины славы, которое будет вдохновлять все будущие поколения.

Хидоятов Г.А.   ЗАРЯ НАШЕГО ВЕЛИКОГО ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ

http://asiaforum.uz/,    http://goga-hidoyatov.narod.ru/zarya.html

Публикации:

  1. БЕХЗАД-Хидоятов
  2. Камолиддин Бехзод — выдающийся художник средневековья
  3. Рафаэль Востока
  4. Кемаль-ад-Дин Бехзад — википедия
  5. Камолиддин Бехзод — Великие мыслители Узбекистана

 

2017-09-28T16:24:04+05:00

About the Author:

Leave A Comment